Правительство президента Джонсона

image

     Не меньше внимания проявлялось к идее создания американской системы противоракетной обороны и со стороны правительства президента Джонсона, сменивше­го правительство Кеннеди. Особенно наглядно это проя­вилось в его действиях в связи с так называемым «бун­том» военных. Не желая больше считаться с техническим несовершенством поднимаемой ими на щит системы «Ника-Х», они, пожалуй, впервые в истории США нару­шили освященную временем традицию воздерживаться от публичного высказывания своих взглядов и «вмеша­лись в политику». Председатель комитета начальников штабов генерал Дж. Уилер буквально бросил перчатку своему министру, а заодно и правительству, заявив в конгрессе, что, в отличие от гражданского руководства, все члены его комитета убеждены в необходимости и возможности немедленного развертывания «непрозрач­ной» (т. е. непроницаемой) противоракетной обороны от советского ответного удара. Все осложнялось еще и тем, что проводившаяся и широко рекламировавшаяся в то время линия министра обороны Макнамары на «повыше­ние эффективности» каждого вкладываемого в строи­тельство вооружений доллара не оказалась на практике ни действительно «экономичной», ни эффективной. Осо­бенно наглядным примером этого стала разработка и строительство многоцелевого истребителя-бомбарди­ровщика, который, по мысли министра обороны, должен был удовлетворить запросы как ВВС, так и ВМС, не­смотря на резкие различия в условиях эксплуатации само­летов, базирующихся на наземных аэродромах и на палу­бах авианосцев. По ядовитому замечанию сенатора Ри­чарда Рассела, такой самолет мог оказаться ценным для США только в том случае, если, сбитый где-то в небе Вьетнама, он был бы подобран советскими специалиста­ми и соблазнил бы Москву на строительство подобного же ни на что не годного гибрида «летающей рыбы и коршуна».

     Теперь, ссылаясь на этот просчет Макнамары в воен­ном планировании, его критики утверждали, что излишне «бухгалтерский» подход министра обороны к оценке но­вых систем оружия способен принести вооруженным си­лам США больше вреда, чем пользы. Если США немед­ленно не приступят к строительству пусть даже несовер­шенной системы противоракетной обороны, указывали они, то, не имея временного задела и развернутой про­мышленной базы, они не смогут построить ее и в буду­щем. Военные требовали от правительства приступить к строительству хотя бы «действующего прототипа» такой системы, с тем чтобы на практике определить ее слабые стороны и наметить возможные пути ее дальнейшего совершенствования.

     Подобный подход едва ли мог показаться политиче­скому руководству достаточно убедительным. Тем не менее на «бунт» Пентагона правительство президента Джонсона отреагировало по меньшей мере неожиданно. Вместо предсказывавшегося американскими наблюдате­лями «жесточайшего разноса» в Пентагоне, возможно, даже смещения с занимаемых должностей ряда высших военных руководителей, оно ответило фактической капи­туляцией перед требованиями военных. В очередном еже­годном докладе министра обороны конгрессу прави­тельство отказывалось уже от критики выдвигавшихся Пентагоном планов создания системы противоракетной °бороны вообще и ограничивалось лишь критикой требо­ваний военных о немедленном ее развертывании в «не­проницаемом» варианте. В свою очередь комитет начальников штабов и его председатель генерал Уилер, хорошо понимая истинное значение этого заявления, отнеслись к такой критике вполне благодушно, заявив, что они на первое время и не требуют ничего подобного и настаива­ют лишь на том, чтобы США располагали хотя бы ограниченными средствами «обороны».


Разделы

Похожие публикации