Организация стратегиче­ской разведки

image

     В справедливости уже высказанного несколько ранее положения о том, что видимая банальность некоторых истин еще не отменяет действия утверждаемых ими зако­нов, американским стратегам пришлось также — и с еще большей горечью — убедиться, когда стало очевидным, что и, получив в свое распоряжение новые системы насту­пательного стратегического оружия, они могут рассчиты­вать на достижение эффективных результатов только при том непременном условии, что Пентагону будет извест­но, где, собственно, следует искать подлежащие уничто­жению цели.

     Именно поэтому, готовясь к «первому удару» по СССР, США ни на что другое не затрачивали столько Усилий и средств, сколько на организацию стратегиче­ской разведки, т. е. создание надежных средств обнаруже­ния и слежения за советскими ракетно-ядерными установ­ками ответного удара.

     Кое-какие заделы в развертывании необходимых для этого систем, конечно, уже имелись. Еще во второй поло­вине 50-х годов США получили в свое распоряжение высотный самолет-шпион «У-2». Непосредственное вы­полнение программы его строительства, осуществлявше­гося под эгидой ЦРУ, было возложено на специаль­ную координационную группу, возглавлявшуюся неким Р. Бисселом. От выдвижения идеи о создании самолета-Шпиона до ее полного практического воплощения в ме­талл и сверхчувствительную электронику прошло немно­гим более шести лет. Темпы выполнения программы особенно ускорились после того, как проект, преодолев все бюрократические препоны, был передан по контракту ДЛЯ исполнения компании «Локхид корпорейшн». Ровно через пятнадцать месяцев ее правление передало ЦРУ своего первенца. В течение 1956 г. были построены уже первые двадцать таких самолетов.

     Использование «У-2» для ведения разведки против ГШ? Расширило возможности военного командования *-ША в сборе необходимой ему стратегической информа­ции. Задачи разведывательных полетов формулирова­лись специальным комитетом, в который, помимо чино­вников ЦРУ, входили также представители командова­ния всех видов вооруженных сил США и государственно­го департамента. На закрытых совещаниях в конгрессе по вопросу о расширении «разведывательного наступления» на СССР министр обороны Гейтс свидетельствовал, что разведка США доставляла «жизненно важную» инфор­мацию о советских аэродромах, самолетах, ракетных установках, ракетных испытательных и тренировочных полигонах, размещении специальных систем оружия, подводных лодках, предприятиях атомной промышлен­ности.

     В мае 1960 г. самолет-шпион «У-2», пилотируемый летчиком Пауэрсом, был сбит в районе Свердловска. Это, однако, не привело к отказу США от использования этого самолета для сбора разведывательной информации вообще. «У-2» сыграл провокационную роль в возникно­вении кризиса в районе Карибского моря. Во время вьет­намской войны он систематически использовался для ведения военной разведки над территорией ДРВ. У быв­шего командующего американскими экспедиционными силами во Вьетнаме генерала Уэстморленда одним из самых неприятных воспоминаний остался эпизод, связан­ный с гибелью «У-2» в конце 1966 г. Тогда командование и «зеленые береты» были подняты на ноги сыпавшимися из Вашингтона приказаниями во что бы то ни стало разыскать и изъять из рук противника «черный ящик» самолета —сверхсекретный запечатанный блок элек­тронной разведывательной аппаратуры. Следствием этих требований стала еще одна из бесчисленных трагедий, разыгравшихся в те годы в джунглях Южного Вьетнама. Заброшенная вертолетами в район падения «У-2» удар­ная группа «зеленых беретов» уничтожила в поисках «черного ящика» несколько партизанских лагерей, пере­полненных семьями беженцев с детьми и женщинами.

     В 1963 г. парк самолетов-шпионов пополнился еще одним детищем «Локхид корпорейшн» — сверхскорост­ным стратегическим разведчиком «СР-71», окрещенным по его абсолютно черной окраске «Блэк бёрд» («Черная птица»). На высоте 25 тыс. метров, которая является рабочим потолком самолета, его скорость почти в три раза превышает скорость звука. Разведывательное обору­дование «Блэк бёрда» позволяет получать с 25-километ­ровой высоты отчетливые снимки предметов размером приблизительно около 30 сантиметров. Самолет обору­дован мощными средствами защиты против обнаруже­ния его радарами противника. Однако, как признали в Пентагоне, это «чудо» разведывательной техники будет легко поражено при первой же попытке пересечь совет­ские границы.

     Это соображение, видимо, и определило окончатель­ный отказ США от дальнейших попыток сконструиро­вать разведывательный самолет, способный безнаказан­но совершать полеты над территорией СССР. В середине февраля 1978 г. агентство ЮПИ сообщило, что вместо этого ЦРУ совместно с Пентагоном приняли решение начать строительство нового, модифицированного ва­рианта самолета-шпиона, оборудованного разведыва­тельной аппаратурой дальнего действия, специально рассчитанной на ведение стратегической разведки против СССР из воздушного пространства за пределами его территории.


Разделы

Похожие публикации