Оппозиционные настроения

image

     Оппозиционные настроения нарастали и в конгрессе, где все чаще раздавались голоса, выражавшие серьезную тревогу в отношении тех последствий, к которым может повести решение о создании даже «ограниченной» систе­мы противоракетной обороны. Ряд влиятельных кон­грессменов, в их числе сенаторы Фулбрайт, Мэнсфилд, Кеннеди, Саймингтон, указывали, что поскольку высту­пления сторонников проекта «Сентинел» не оставляют сомнений в том, что строительство этой системы направ­лено прежде всего на создание противоракетной обороны от ответного советского удара, то практическое осу­ществление проекта может повести только к втягиванию обеих сторон — США и СССР — в новый бессмысленный раунд гонки вооружений. Для Белого дома и Пентагона, однако, значительно более существенным было то, что теперь к этим старым критикам проекта примкнули и такие напуганные антимилитаристским движением пра­вые, как председатель комиссии палаты представителей по делам вооруженных сил Мендель Риверс, давший понять министру обороны, что его комиссия не утвердит план строительства противоракетных установок вблизи крупных населенных пунктов.

     Создавшаяся обстановка вынудила Вашингтон пойти на временное отступление. В начале февраля 1969 г. но­вый министр обороны Мелвин Лэйрд, действуя по указа­нию президента Никсона, отдал распоряжение прекра­тить строительство «Сентинел» под предлогом необходи­мости для нового правительства заново пересмотреть и оценить все основные американские программы развер­тывания систем стратегического оружия.

     Полученная передышка была использована для орга­низации нового нажима на общественное мнение и кон­гресс. В выступлениях президента Никсона и министра обороны Лэйрда начинают все чаще звучать заявления о том, что система противоракетной обороны США будет построена, невзирая на любую оппозицию. На состояв­шейся в середине марта 1969 г. пресс-конференции Ник­сон, не дожидаясь продолжения мало удовлетворявших его дебатов в конгрессе, заявил, что он вынужден взять на себя в этом вопросе личную ответственность и принять окончательное решение о создании Соединенными Шта­тами системы «ограниченной» противоракетной защиты.

     Предложенная президентом программа строительства такой системы — «Сэйфгард» — предусматривала на пер­вом этапе ее осуществления строительство всего двух комплексов противоракетных установок. Но демонстра­тивное уменьшение масштабов строительства не означа­ло, однако, что Вашингтон отказывался тем самым от осуществления и более широких планов. Так, специали­сты отмечали, что предусматривавшееся проектом значи­тельное увеличение численности радарных установок с ориентируемыми по всем азимутам антеннами свиде­тельствовало, что «Сэйфгард» в действительности мы­слится лишь как начало более всеобъемлющей, чем даже «Сентинел», системы противоракетной обороны.

     Привлекавшие внимание американской общественно­сти к этим особенностям нового проекта его критики в конгрессе подчеркивали, что система «Сэйфгард» пол­ностью вписывается в планы Вашингтона по созданию «интегрированного оружия» и качественно ничем не отли­чается от тех шагов, которые предприняли бы США и при открытой постановке целей нанесения «первого удара» по СССР.


Разделы

Похожие публикации